На просторах интернета можно встретить объявления «Учу детей шахматам с 2,5 лет».
Многие приличные тренеры начинают заниматься с детьми от 4 лет. Кто-то ограничивает пятью годами, а во сколько же правильно начинать эти уроки?
У каждого ребенка темп развития индивидуальный. В каких-то областях ребенок может намного обгонять своих сверстников, а где-то и отставать от среднего темпа.
Чтобы разобраться в этом вопросе рассмотрим
«Основные периоды психического развития ребенка»
Период младенчества.
Период от 1 месяца до 1 года. Главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить).
2. Период раннего детства.
В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Главный мотив деятельности – научиться манипулировать предметами.
Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. Он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные свойства. Осознает себя. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Ребенку можно показать шахматные фигуры, но относится к ним он будет также как машинкам или погремушкам.
3. Младший дошкольный возраст (3 - 5 лет).
Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Ребенок понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), мотивационная сфера у него пока не развита. Зато в этом возрасте легко закладываются абстрактные понятия. Цветовая палитра, музыкальные фрагменты, визуализация рассказа. Идет развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях, в играх.
Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. Это время, когда ребенка стоит знакомить со сложными многоплановыми и ролевыми играми, в том числе с шахматами.
В играх ребенок моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие.
Дети в этом возрасте еще не умеют концентрировать внимание на процессах на долгое время, поэтому его знакомство с играми и занятия играми носят фрагментарный характер. Важно поддерживать интерес к сложной игре и подыгрывать ребенку, перенося свойства окружающего мира на свойства фигур в игре. Эти занятия, как правило проходят в семье. Носят индивидуальный характер (по 5 – 7 минут, так часто, как часто ребенок возвращается к игре). Можно такие занятия проводить в малых группах ежедневного пребывания, в детском саду, если есть опытный педагог знающий предмет шахматы и желающий с его помощью ускорить темп развития ребенка.
Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет, полководец - ферзь и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.
С этого момента ребенок способен постигать сложные правила игры и следовать им, как законам жизни этого модельного мира. Игра приобретает стратегический аспект. Ребенок готов к освоению шахмат в группе.
К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают приемы сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы.
4. Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет).
Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.
Именно в этом возрасте формируются навыки самоорганизации, общения, собранности, выделения цели, поиск путей решения, логическое построение способов реализации. Всему этому успешно учат шахматы.
Игра в шахматы не должна рассматриваться как профессиональное поле деятельности, а только как инструмент, который в игровой форме, так свойственной детям, формирует множество жизненно важных навыков.
Пусть в будущем шахматы останутся лишь видом досуга, не станут профессией, не в этом цель обучения. Известно, что люди освоившие шахматы в младшем школьном возрасте, лучше реализуются в профессиональной области, более успешны в жизни.