Говорят, что в шахматы хорошо играют люди с математическим складом ума. Это не правда. Какая-то правда в этом мифе есть, но не все так однозначно. Через меня прошло много ребят, хороших математиков, которые в шахматы играли кое-как, и наоборот, сильных шахматистов которые слабо успевали в математике.
Конечно, все относительно. Занятия шахматами способствуют развитию, в том числе математических способностей, и педагоги начальной школы не раз говорили мне о том, как изменилась успеваемость ребенка, его отношение к предметам, способность постигать новое после того, как ученик начинал посещать шахматный кружок. Обратного эффекта на шахматные одаренности образованность почти не оказывает.
Для успеха в шахматах, прежде всего, нужно хотеть играть в шахматы. Насильно никакие знания в голову не входят. Значит нужно создать начальные условия, в которых такое желание возникает. Хорошо, если шахматные фигуры знакомы малышу с раннего возраста, он регулярно видит, как играют взрослые. Позже он видит, как играют в шахматы его друзья, участвуют в турнирах, и просто играют в удовольствие. А еще решают шахматные головоломки (задачи), и тоже соревнуются, кто больше. Я постараюсь проводить как можно больше турниров для детей и взрослых. Это мотивирует на занятия шахматами.
Важно, чтобы навык игры в шахматы был востребован!, чтобы дети могли применить свои знания и умения. Это кстати касается любых знаний. Пока не видно как их можно применить, нет мотивации к изучению. Известен парадокс, когда в институте изучают ненавистный матан (математический анализ) те, кто уже сталкивался с анализом каких-то экспериментов, изучает его с упоением. Они знают цену таким знаниям, зачем им матан и как его применить.
У нас нет цели, вырастить шахматистов, но еще раз подчеркну: регулярные занятия шахматами развивают: память, комбинаторику, аналитику, логику и как следствие повышают способность постигать новое, придумывать новое, строить планы, решать жизненные проблемы.
Третье. Для быстрого усвоения шахмат требуется абстрактное мышление, развитию которого способствуют ранние занятия музыкой, рисованием, конструированием. А вот здесь отмечен обратимый эффект. Занятия шахматами развивают абстрактное и креативное мышление.
Важно иметь хорошую память, как кратковременную, так и долговременную. Развитию которой, в раннем возрасте, способствуют прослушивание аудиограмм сказок, спектаклей, стихов, заучивание стихов, чтение вслух.
Даже если ученик не показывает больших успехов, но получает удовольствие от самих занятий, то продолжать их необходимо, и главная цель - общее развитие.
Для достижения большого успеха в шахматах требуется мощная память и работоспособность. Занятия должны стать ежедневными и многочасовыми. Если у кого-то возникнет желание совершенствоваться именно в спортивных шахматах, помогу контактами с опытными тренерами.
|